"Виват, театр!" VI Открытый фестиваль молодежных театральных коллективов
в Тамбове
С 25 по 31 октября в Тамбове проходил ежегодный открытый фестиваль «Виват, театр!», который проводится Комитетом культуры администрации города и Тамбовским молодежным театром. Когда-то в нем принимали участие только студенческие, любительские и детские театральные коллективы, а последние два года - и молодежные профессиональные театры.
С 25 по 31 октября в Тамбове проходил ежегодный открытый фестиваль «Виват, театр!», который проводится Комитетом культуры администрации города и Тамбовским молодежным театром. Когда-то в нем принимали участие только студенческие, любительские и детские театральные коллективы, а последние два года - и молодежные профессиональные театры.
В этом году фестиваль открывал Тамбовский молодежный театр спектаклем «Жених» по пьесе А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» (режиссер Виктор Федоров. О нем было написано в предыдущих номерах журнала). Два других профессиональных театра приехали из Подмосковья: это «Наш дом» из города Химки и «Камерная сцена» из Лобни.
Химкинский драматический театр, выросший из студийного движения, получил статус профессионального театра в 1996 году. Здесь под руководством Сергея Постного работают выпускники московских театральных вузов. Театр неоднократно становился победителем на многих российских и международных фестивалях. Спектакль «Доктор. Первый год» по рассказам Михаила Булгакова «Записки юного врача» очаровал и покорил тамбовских зрителей, жюри и всех участников фестиваля. Материал для постановки сложный, основанный на дневниковых записях М.А. Булгакова, работавшего в 1917 году в сельской больнице. Поразительно, что поставил этот замечательный спектакль, художественно оформил его и сыграл главную роль Доктора Бомгарда один и тот же человек - Сергей Метелкин. В спектакле скупыми, но выразительными средствами создан мир, в котором молодой, еще неопытный врач борется за жизнь людей. Удачной режиссерской находкой - а их в спектакле, где все ходы простроены до мелочей, немало - стало пианино посреди огромной сцены, которое превращалось то в операционный стол, будучи накрытым белой простыней, то во врачебный кабинет, то в ординаторскую. Сложная борьба жизни и смерти отражена в спектакле через музыку и холодный свет. Мягкое прикосновение к клавишам - и мы слышим биение сердца пациента, лежащего на операционном столе, ощущаем его состояние. По существу, пианино - это человеческий организм.
С самого начала Сергеем Метелкиным была найдена
очень точная интонация воспоминаний молодого врача о первых своих шагах и трех самых сложных операциях. На наших глазах Доктор превращается из растерянного, испуганного, неуверенного в себе и своих знаниях в способного и востребованного врача.Хороши и остальные актеры, играющие в спектакле одновременно по три-четыре роли: Евгений Крохин (Фельдшер, Пожарный, Жених, Мельник), Ирина Крохина (Акушерка, Бабка, Мать, Невеста), Анастасия Агений (Акушерка, Невеста). Они очень органично преображаются, ловко меняют костюмы и создают образы то смешные, то трагические, но всегда наполненные внутренним содержанием. Благодаря всему этому спектакль становится ярким и целостным, а зрители с самого начала являются его соучастниками. Драматический театр «Камерная сцена» из города Лобни известен тем, что в этом небольшом подмосковном городе уже 18 лет проходит международный фестиваль «Русская классика», в котором принимали участие театры из разных уголков России, а также из США, Ирана, Македонии, Словении, Украины, Болгарии. Пьеса современного американского драматурга Мюррея Шизгала «Любовь» впервые была поставлена в 1964 году на Бродвее и имела большой успех. Режиссер Лобненского театра Николай Круглов по-своему прочел пьесу из жизни американской молодежи и назвал свой спектакль «Любов-f-f-comediya». Получилась ловко скроенная комедия «на троих» об истории двух браков одной героини с вплетением то водевильных, то фарсовых ходов в остро развивающийся сюжет. Николай Круглов поставил пьесу как трагифарс, в котором актеры существуют в эксцентрических клоунских ипостасях: Элен (Любовь Аристархова) - Коломбина, Милт (Геннадий Юдин) - Арлекин, Гарри (Виктор Фалалеев) - Пьеро. С самых древних времен символом театра были две маски: смеющаяся и плачущая. Эти спутники жизни одна без другой не существуют, и за клоунскими масками в спектакле мы смогли разглядеть человеческую трагедию всех героев пьесы, трагедию одиночества и несбывшихся надежд быть счастливыми, любить и быть любимыми.
Студенческие театры на фестивале были представлены двумя театрами. Одним из них был народный театр-лаборатория «Феникс» Мичуринского государственного аграрного университета, которым уже 10 лет руководит кандидат философских наук Александр Владимирович Павленко. Его спектакли всегда участвовали в фестивале, отличаясь высокой культурой, хорошим вкусом как в выборе материала, так и в режиссуре. На этот раз выбор режиссера вызвал вопросы. Не очень понятно, чем он руководствовался, представляя на суд зрителей свою новую премьеру. Спектакль «Геометрия любви» состоит из трех различных драматургических произведений: «Крейзи фентези» Н. Юровой, «Несчастливое письмо» С. Белова («Подыскиваю жену недорого») и «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски» М. Камолетти. Герои попадают в сложные перипетии запутанных любовных отношений, но определить жанр спектакля еще сложнее. Романтической комедии не случилось. Спектакль тонет в хаосе смешения жанров: психологического театра, фарса, водевиля. И на сцене хаос темпоритмов, суеты, криков, выплескивающихся в зал беспорядочной волной.
Каждая пьеса или инсценировка имеет право на существование, если ее решение доведено до логического конца, и если режиссер и актеры заставляют нас понять и поверить во все, что происходит на сцене. К сожалению, в спектакле этого не произошло. Хотя видна работа режиссера с актерами, попытка организовать сценическое пространство. Актеры очень пластичны, прекрасно двигаются, все актрисы очаровательны - было ощущение, что все мичуринские красавицы собрались на этой сцене. Но спектакль не спасает ни эта красота, ни интересное музыкальное оформление, ни заявление режиссера, что этим спектаклем они «боролись с безвкусицей, показывая безвкусицу на сцене», ни то, что это театр - лаборатория, имеющая право на эксперименты. На мой взгляд, этот эксперимент не удался.
Вторым студенческим коллективом на фестивале был театр «Акцент» Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В. Рахманинова, показавший пьесу Ильи Члаки «Волчок, или Так не бывает» в постановке Павла Козодаева. В банальной комедии положений главному герою Павлу (Дмитрий Мищенко) придется выбрать одну единственную из трех претенденток на его сердце. Они все очень разные, эти девушки, жаждущие любви: серьезная Света (Анастасия Мазжерина), которая постоянно учит своего возлюбленного, как надо жить; совсем юная, с косичками, почти ребенок Лена (Ксения Потапова); красавица Нина (Жанна Фомичева); женщина-вамп, похожая на фотомодель.
Сам герой, безвольный, мягкотелый, запутавшийся в своих пристрастиях, назначает всем троим встречу в понедельник в ЗАГСе, чтобы зарегистрировать отношения. Режиссер попытался из примитивной пьески об ожидании любви создать сложное действо, соединив и условное существование героев, и игру света и тени, и высвечивание рук в белых перчатках (прием далеко не новый), и переплетение сна и яви героя.Любительские или народные театры - это особое явление, которое заслуживает не только уважения, но и преклонения за беззаветное, бескорыстное, в свободное от работы время, служение театру одержимых театром, влюбленных в него людей. Любительский театр - это театр живой, искренний,
порой наивный. Всеволод Мейерхольд считал, что будущее принадлежит любительскому театру. Народный театр в поселке Инжавино Тамбовской области существует с 1901 года. В его афише произведения современных и классических авторов, зарубежных и отечественных. На фестиваль театр привез спектакль по пьесе Валентина Красногорова «Комната невесты» режиссера Елены Денисовой. Думается, что эта пьеса может стать подарком для любого театра - ее персонажи только женщины, от 15 до 70 лет. Их 16! Невеста, ее мать, сестра, бабушка, подруги, мать жениха, гости - все собираются в ЗАГСе, в комнате невесты, где и разворачиваются события. В ожидании исчезнувшего жениха происходит выяснение отношений по поводу прошлых и нынешних обид.
Спектакль говорит о культуре театра. Он прекрасно оформлен, актеры хорошо двигаются и разговаривают, образы яркие и колоритные, все актеры органично существуют на небольшом сценическом пространстве. Очень хороши вставные эпизоды - проходы по авансцене нескольких пар женихов и невест: старый джентльмен с молоденькой девушкой, пожилая дама с юнцом, двое хиппи. Во второй части спектакля, к сожалению, был несколько потерян темпоритм, появились длинноты, хотя сюжетная линия предполагала развитие и увеличение напряженности действия. Комната невесты в ЗАГСе - это маленькая модель сегодняшнего мира, где господствует актуальнейшая проблема нашего общества - женщины без мужчин. Что есть любовь сегодня? Финал спектакля открытый. Дождется ли невеста Надя (Лариса Названцева) своего жениха? Любит ли он ее? А она? Зрителям есть, о чем задуматься.
Народный театр из села Глазок Мичуринского района Тамбовской области, где всего полторы тысячи жителей, существует больше 60 лет. Театр показал спектакль «Черный ворон в вышине» (режиссер Алла Мачнева) по пьесе Дмитрия Калинина «Фашист». Тема спектакля - фронтовая любовь и дружба, героика и трагизм военного времени. В барском особняке, в лесу, недалеко от линии фронта несколько медицинских работников и пришедшие им на помощь трое солдат развернули госпиталь. Появившиеся в лесу фашисты нарушили их планы, мечты, любовь.
Все участники спектакля, конечно же, не являются профессиональными актерами, не имеют школы, но играют очень искренне и честно. Особенно интересен Сергей Муратов в роли сержанта Петренко. Искусство этого коллектива не требует профессиональных театральных приемов - это пронзительная история, рассказанная от сердца, от любви, проникающая в самое сердце и заставляющая всех зрителей сопереживать происходящему на сцене.
Театральная студия «Кавардак - кому за...» Тамбовского Дома культуры «Знамя труда» - это юноши и девушки, старше 16 лет, выпускники Образцовой детской театральной студии «Кавардак», обладателя многих Гран-при и дипломов на различных всероссийских и международных театральных фестивалях. «Афинские вечера» Петра Гладилина в постановке Валерии Новиковой - спектакль о любви, о взаимоотношениях в семье, о доверии и непонимании, о конфликте поколений. Жанр спектакля определен самим автором как современная лирическая комедия. Спектакль веселый и одновременно грустный. А порою в нем сквозит легкая ирония. Великолепно музыкальное оформление спектакля. Музыка становится важным действующим лицом спектакля.
В семье, о которой повествует спектакль, главную скрипку играет деспотичный отец (Илья Демин), не желающий видеть в дочери самостоятельную личность. Актер играет человека без тормозов, истерического неврастеника, к сожалению, напоминающего душевнобольного человека. Он совершенно выпадает из ансамбля, где все актеры органично существуют на сцене. Мать (Валерия Павлова) - бессловесная, суетливая, беспрекословно подчиняющаяся воле мужа. Их дочь Наташа (Наталья Старкова) - очаровательная, светлая, трепетная, но свободолюбивая и независимая девушка. Вопреки воле родителей она выходит замуж за своего Антона (Станислав Завьялов) и преподносит им «в подарок» малыша.
Особое место и в пьесе, и в спектакле занимает приехавшая погостить Бабушка (Елена Тертычная), урожденная Растопчина, знавшая Брюсова и дореволюционную богему, с воодушевлением рассказывающая к ужасу родителей об «афинских вечерах» и нравах просвещенной молодежи в ее молодости. Бабушка Анна Павловна, проведя 17 лет в сталинских лагерях, пережившая уход мужа к близкой подруге, осталась молодой духом и не потеряла веру в чудеса. Исподволь она утихомиривает семейные войны и бушующие страсти, оказываясь способной переубеждать даже самых непокорных. Создание образа Бабушки - замечательная работа актрисы Елены Тертычной, получившей премию за лучшую женскую роль в любительских спектаклях.
Образцовый детский коллектив школьного учебного театра «Шут» показал спектакль «Закономерность» по мотивам киносценария Тамаса Диша «Король Лев» (режиссер Марина Козинец). В этом очень современно решенном спектакле заняты ученики десятых классов. Они хорошо читают стихи, очень пластичны, великолепны в акробатических этюдах, которых порой излишне много. Закономерно, что в любом мире - и среди людей, и среди зверей - много добра и много зла. Борьба за власть в королевском семействе львов и победа добра - темы спектакля, звучащие сегодня очень современно.
Закрывал фестиваль Тамбовский Молодежный театр спектаклем «Невероятные приключения Юли и Наташи» Г. Грекова и Ю. Муравицкого (режиссер Владимир Карпов), который так же, как и «Жених» А. Островского, открывавший фестиваль, был показан вне конкурсной программы.
Каждый год театральный фестиваль молодежных театральных коллективов «Виват, театр!» в Тамбове объединяет студенческие, любительские и профессиональные театры в единое театральное пространство, привлекает все большее внимание зрителей, интерес его участников, становясь заметным явлением в культурной жизни города.
Макарова Элеонора

Made on
Tilda