"Виват, театр!" VI Открытый фестиваль молодежных театральных коллективов
в Тамбове
С 25 по 31 октября в Тамбове проходил ежегодный открытый фестиваль «Виват, театр!», который проводится Комитетом культуры администрации города и Тамбовским молодежным театром. Когда-то в нем принимали участие только студенческие, любительские и детские театральные коллективы, а последние два года - и молодежные профессиональные театры.
С 25 по 31 октября в Тамбове проходил ежегодный открытый фестиваль «Виват, театр!», который проводится Комитетом культуры администрации города и Тамбовским молодежным театром. Когда-то в нем принимали участие только студенческие, любительские и детские театральные коллективы, а последние два года - и молодежные профессиональные театры.
В этом году фестиваль открывал Тамбовский молодежный театр спектаклем «Жених» по пьесе А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» (режиссер Виктор Федоров. О нем было написано в предыдущих номерах журнала). Два других профессиональных театра приехали из Подмосковья: это «Наш дом» из города Химки и «Камерная сцена» из Лобни.
Химкинский драматический театр, выросший из студийного движения, получил статус профессионального театра в 1996 году. Здесь под руководством Сергея Постного работают выпускники московских театральных вузов. Театр неоднократно становился победителем на многих российских и международных фестивалях. Спектакль «Доктор. Первый год» по рассказам Михаила Булгакова «Записки юного врача» очаровал и покорил тамбовских зрителей, жюри и всех участников фестиваля. Материал для постановки сложный, основанный на дневниковых записях М.А. Булгакова, работавшего в 1917 году в сельской больнице. Поразительно, что поставил этот замечательный спектакль, художественно оформил его и сыграл главную роль Доктора Бомгарда один и тот же человек - Сергей Метелкин. В спектакле скупыми, но выразительными средствами создан мир, в котором молодой, еще неопытный врач борется за жизнь людей. Удачной режиссерской находкой - а их в спектакле, где все ходы простроены до мелочей, немало - стало пианино посреди огромной сцены, которое превращалось то в операционный стол, будучи накрытым белой простыней, то во врачебный кабинет, то в ординаторскую. Сложная борьба жизни и смерти отражена в спектакле через музыку и холодный свет. Мягкое прикосновение к клавишам - и мы слышим биение сердца пациента, лежащего на операционном столе, ощущаем его состояние. По существу, пианино - это человеческий организм.
С самого начала Сергеем Метелкиным была найдена
очень точная интонация воспоминаний молодого врача о первых своих шагах и трех самых сложных операциях. На наших глазах Доктор превращается из растерянного, испуганного, неуверенного в себе и своих знаниях в способного и востребованного врача.Хороши и остальные актеры, играющие в спектакле одновременно по три-четыре роли: Евгений Крохин (Фельдшер, Пожарный, Жених, Мельник), Ирина Крохина (Акушерка, Бабка, Мать, Невеста), Анастасия Агений (Акушерка, Невеста). Они очень органично преображаются, ловко меняют костюмы и создают образы то смешные, то трагические, но всегда наполненные внутренним содержанием. Благодаря всему этому спектакль становится ярким и целостным, а зрители с самого начала являются его соучастниками. Драматический театр «Камерная сцена» из города Лобни известен тем, что в этом небольшом подмосковном городе уже 18 лет проходит международный фестиваль «Русская классика», в котором принимали участие театры из разных уголков России, а также из США, Ирана, Македонии, Словении, Украины, Болгарии. Пьеса современного американского драматурга Мюррея Шизгала «Любовь» впервые была поставлена в 1964 году на Бродвее и имела большой успех. Режиссер Лобненского театра Николай Круглов по-своему прочел пьесу из жизни американской молодежи и назвал свой спектакль «Любов-f-f-comediya». Получилась ловко скроенная комедия «на троих» об истории двух браков одной героини с вплетением то водевильных, то фарсовых ходов в остро развивающийся сюжет. Николай Круглов поставил пьесу как трагифарс, в котором актеры существуют в эксцентрических клоунских ипостасях: Элен (Любовь Аристархова) - Коломбина, Милт (Геннадий Юдин) - Арлекин, Гарри (Виктор Фалалеев) - Пьеро. С самых древних времен символом театра были две маски: смеющаяся и плачущая. Эти спутники жизни одна без другой не существуют, и за клоунскими масками в спектакле мы смогли разглядеть человеческую трагедию всех героев пьесы, трагедию одиночества и несбывшихся надежд быть счастливыми, любить и быть любимыми.
Студенческие театры на фестивале были представлены двумя театрами. Одним из них был народный театр-лаборатория «Феникс» Мичуринского государственного аграрного университета, которым уже 10 лет руководит кандидат философских наук Александр Владимирович Павленко. Его спектакли всегда участвовали в фестивале, отличаясь высокой культурой, хорошим вкусом как в выборе материала, так и в режиссуре. На этот раз выбор режиссера вызвал вопросы. Не очень понятно, чем он руководствовался, представляя на суд зрителей свою новую премьеру. Спектакль «Геометрия любви» состоит из трех различных драматургических произведений: «Крейзи фентези» Н. Юровой, «Несчастливое письмо» С. Белова («Подыскиваю жену недорого») и «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски» М. Камолетти. Герои попадают в сложные перипетии запутанных любовных отношений, но определить жанр спектакля еще сложнее. Романтической комедии не случилось. Спектакль тонет в хаосе смешения жанров: психологического театра, фарса, водевиля. И на сцене хаос темпоритмов, суеты, криков, выплескивающихся в зал беспорядочной волной.