Молодежь хочет знать правду о войне/III Открытый фестиваль любительских и студенческих театральных коллективов
Весной в Тамбове прошел III Открытый фестиваль любительских и студенческих театральных коллективов «Виват, Театр!», посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Тамбовский фестиваль набирает обороты, в этот раз в нем приняли участие коллективы не только из Тамбова и его области, но и из Пензенской, Воронежской и Ульяновской областей. Всего в спектаклях фестиваля выступило около двухсот молодых актеров.
Весной в Тамбове прошел III Открытый фестиваль любительских и студенческих театральных коллективов «Виват, Театр!», посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Тамбовский фестиваль набирает обороты, в этот раз в нем приняли участие коллективы не только из Тамбова и его области, но и из Пензенской, Воронежской и Ульяновской областей. Всего в спектаклях фестиваля выступило около двухсот молодых актеров.
Открылся фестиваль спектаклем Народной театральной студии «Ренессанс» «Вечно живые» Виктора Розова. Вызывает уважение, что режиссер Наталия Белякова рискнула поставить эту пьесу, написанную 50 лет назад, после великого фильма Калатозова «Летят журавли». Главная тема автора прозвучала в спектакле очень современно - нравственное противостояние вечно живых и вечно «мертвых» с их эгоизмом, трусостью, приспособленчеством, душевной сытостью.
Оформление скупое (художник Татьяна Петрова), но не лишенное деталей быта, что греет душу. Хорошо подобраны кадры военной документальной хроники, отбивающие смену картин. Все это вместе с изящным музыкальным оформлением, избежавшим стандартного набора военных песен, создает тревожную и проникновенную атмосферу, которая не может не волновать зрителей.
Федор Иванович Бороздин в исполнении опытного Петра Куликова (по пьесе натура незаурядная, характер крупный) внешне очень фактурен, красив, но на протяжении почти всего спектакля, к сожалению, впадает в пафосность, плакатность, декламационную патетику, что совершенно необъяснимо - я видела другие его работы, актер хороший. И центром этого спектакля становится Вероника - Татьяна Голубева. Пожалуй, это единственный образ, показанный в развитии.
Очаровательная, светлая, живая - в первой части и совсем другая - во второй: потерянная, потухшая, как будто из нее ушла жизнь, и веришь, когда она говорит, что умирает. В спектакле есть хорошо сыгранные эпизодические роли. Это Борис - Вячеслав Игнатенко, обаятельный, улыбчивый, скромно и трагично уходящий на войну; смешные студенты - Миша - Павел Панков и Танечка - Анастасия Заболотникова, появившиеся на дне рождения у Монастырской и покорившие своей искренностью и молодостью; администратор филармонии Чернов - Владимир Демин, убедительный и органичный. Особенно хочется отметить работу Наталии Львовой в роли Анны Михайловны Ковалевой. Роль небольшая, а создается впечатление, что главная. Актриса пользуется тонкими, не рассчитанными на внешний эффект средствами, но она органична во всем - в неторопливых движениях, в тихой и отчетливой речи, в раскрытии внутреннего мира своей героини.
На мой взгляд, снижает эмоциональный накал спектакля то, что в нем по существу три финала. Обескураженный зритель хлопает после каждого, думая, что спектакль окончен.
Образцовая детская театральная студия «Кавардак» обратилась к современной пьесе о войне «Встретимся после победы» Дмитрия Калинина. Замечательно, что мальчики и девочки, не знавшие войны, попытались окунуться в то далекое время и заставили нас поверить им.
Программка спектакля, поставленного Валерией Новиковой и Еленой Ломакиной, - любовно сложенные письма-треугольнички, какие получали с фронта. И это сразу вводит нас в атмосферу того времени. Не очень, правда, понятно, почему жанр спектакля обозначен как «почти веселая кадриль». Быть может, серьезные сцены перебиваются легкомысленным танцем, для того чтобы дать возможность ребятам разрядиться. Надо сказать, они танцуют лихо.
Вообще, мне кажется, в пьесе и спектакле есть много неувязок. Так, например, очень хорош фашист в исполнении Миши Гунина, истинный ариец, с одухотворенным красивым лицом, с презрительной улыбкой на тонких губах, однако не очень понятно,
почему он, попав в плен, идет на смерть, прекрасно понимая, что Клавдия Петровна - Катя Осипова, влюбившись в него, все равно выстрелит. Или пионеры, которые выставлены какими-то абсолютно наивными дурачками (это сейчас модно). Думается, слишком часто меняются картины, в результате разрывается сюжет, теряется нить повествования. Опять в спектакле два финала. Один - замечательный, когда мальчишки, окруженные врагами, понимают, что сейчас они погибнут, а им, совсем юным, так хочется жить, и вдруг они становятся серьезными и застывают. Второй, совсем необязательный, когда маленький Тимоха - Андрей Логинов приходит к девочкам с большим деревянным крестом, чтобы сообщить о гибели мальчишек.